Vis-a-Vis (vizaviz) wrote,
Vis-a-Vis
vizaviz

Categories:

Лаг ба-Омер, праздник из ничего или всё ради праздника

Об израильской традиции жечь костры на 33 день по Омеру знают многие (счёт дней от еврейского праздника Пасха до Шавуота). Для большинства израильтян это повод для тусовок и многочисленных костров. В этот день вся страна окутывается едким дымом. Нет такого парка или дикого побережья, где не дымил бы праздничный костерок. Я всегда знал, что эпицентр сего действия на Мироне, но к своему стыду, ни разу не оказался там в праздничный вечер. В этом году мы решили восполнить сей изъян и побывать наконец-то на этом празднестве.

Пару слов про Лаг ба-Омер.
Праздник зародился, верней был притянут за уши относительно недавно. Первые упоминания о этом дне относятся к 13 веку, но и тогда день больше упоминается как пост чем как праздник. Первые празднования на Мироне были начаты в 1833 году, после того как Рабби Шмуэль построил возле могилы синагогу и принёс в неё свитки торы. Что собственно произошло в этот исторический день? Самым важным считается смерть 24000 учеников Рабби Акивы, в наказание за неуважение к друг другу. Вернее, 33 Омера прикратился мор, продолжавшийся 33 дня. Шимон Бар Иохай (автор Кабалы) был выбран Рабби Акивой как один из 5 выживших последователей и стал одним из его самых знаменитых учеников. Умер Бар Иохай на Лаг ба-Омер. Существует версия, что ученика умерли от рук римлян, в отместку за востание Бар Кохбы. Ещё одно важное событие в этот день, это начало восстания Бар-Кохвы, положившее конец еврейскому большинству на этих землях. Повстанцы зажигали костры, тем самым оповещая о начале восстания. В честь них раньше было принято стрелять из лука, но сейчас эту традицию редко где встретишь. Были и другие интересные исторические события, так например, считается, что на Лаг ба-Омер евреи заложили третий храм. Разрешение дал Юлиан отступник, но его тут-же порешили и разрешение аннулировали. В общем, евреи долго спорили, стоит ли этот день того чтоб восходить на могилу Бар Иохая, или единственное куда еврей должны стремиться это Иерусалим. Постепенно популярность традиции взяла своё и больше такими мелочами никто не задается. Сотни тысяч евреев собираются каждый год на горе Мироне, возле могилы Рабби. Зажечь огонь на Мироне - очень большая честь для ортодоксальных евреев. Право принадлежит хасидам из Иерусалима в память о Рабби Израиле Фридмане, выкупившем эти земли. Хасиды решают, кто будет присутствовать возле могилы. Остальные глазеют на действие со своих трибун. В этом году на празднике было рекордное количество участников - порядка 500000 человек

Приехали мы рано, праведные мира сего только начинали готовиться к своей миссии


К могиле пускали только по специальным приглашениям. Все подходы были отцеплены полицией


Те, кто не был приглашен, тоскливо глазели сквозь заградительные решетки


Женщинам и это было запрещено, для них были экраны и заграждения снаружи. Бабушка долго не соглашалась покинуть площадь перед могилой.


Под конец её удалось выдворить за заграждение к особо опасным фиминам (на табличке красным написано: опасность здесь строят)




Самое сюрное на этом празднике - это немецкая речь в громкоговорителях (идиш) и бородатые мужики с белыми повязками


Тевье-молочник немного подустал


В клубе синагогe танцы


Колоритные особы в ещё более колоритных головных уборах - фасон летний, облегчённый


К 11 часам вечера на площади было не протолкнуться


Кульминация!! Ближе подойти я не смог. После этого началось веселье. Трибуны начали ходить ходуном в такт музыке.


* Остальные фотки: http://picasaweb.google.com/konstantin.hoshana/MeronOnLagBaOmer
** Еще одна не упомянутая мной традиция на Лаг ба-Омер, это первый раз постригать малышей (в 3 года). Это действие я не застал.

Дополнительная инфа от narshavs
Ни раби Шимон бар Йохай, ни р. Акива т.б. на Лаг Баомер не умерли. Раби Шимон бар Йохай в этот деть остался жив и это был день его радости(יום שמחתו) однако переписчик книги Эц Хаим рава Хаима Виталя переписал вместо "יום שמחתו" ,
" יום שמתו" и так получилось ,что Лаг Баомер считается днем его смерти.
Кстати паломничество на могилу р. Шимона началось в XVI веке и здание построил рав Авраам Галанти в это-же время. Семья Абу только эту традицию возобновило и добавила перенос свитка Торы из Цфата на Мейрон ,а также отремантировала здание над могилой.
До XVI века было паломничество в пещеру Хилеля и Шамая во второй Песах 14 ияра.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments