Vis-a-Vis (vizaviz) wrote,
Vis-a-Vis
vizaviz

Categories:

Хеврон, город раздора

В Израиле есть не много мест, которые мелькают в новостях чаще, чем Хеврон. До моего первого визита в город в 2001 году, Хеврон представлялся мне непрерывной ареной разборок между поселенцами, армией, арабами и ещё бог весть кем. Только когда начинаешь знакомиться с городом поближе, понимаешь, что между новостями и тем, что происходит в этом древнем городе, есть мало общего. Очень многое изменилось с того момента когда я первый раз с опаской смотрел на этот город сквозь колючий забор соседней Кирьят Арбы. Бронированные автобусы, звуки далёких пулемётных очередей не добавляли городу уюта. На открытой детской площадке с видом на арабский Хеврон я чувствовал себя неуютно. Прошло не более месяца с расстрела снайпером младенца, лежавшего в детской коляске. Это убийство потрясло страну и глубоко запало в душу. Тем не менее, мне хотелось взглянуть на старый город - туда, где проживают те самые поселенцы, которых нам часто показывают по телевизору. В субботу я упросил i_navi пойти со мной в старый город. Взяли его наган, бессмысленная вещь против снайперов, но с ней спокойней. Самая лучшая защита на тот момент была - не выглядеть как поселенец. Так и пришли. Каких-то 15 минут ходьбы от современной Кирьят Арбы, и мы - возле пещеры Праотцев. Религиозные евреи и солдаты смотрели на меня с опаской, светские люди тогда были здесь редкостью. Многие пытались заговорить, понять, кто я зачем и почему здесь оказался. Гуляя по еврейскому кварталу мы заходили в дома, общались с поселенцами. Постепенно, становилось понятно, что привлекает сюда новых сторонников. Люди ждут годами, чтоб пожить среди старого Хеврона. Для большинства жителей, сохранение за евреями форпоста возле могилы Патриархов является смыслом их жизни. Поселенцы считают, что если мы уйдём из Хеврона, то рано или поздно будем вынуждены уйти из всех израильских городов. Глядя на блеск в глазах этих людей, невольно заражаешься этим шармом. Для среднестатистического жителя Тель-Авива влекущего бесцельное существование, немного идеологии, немного романтики - и он с радостью станет поборником любой, даже самой сумасбродной идеи.

Пещера Патриархов. Место является святым для евреев, христиан и мусульман. Согласно Ветхому Завету (Быт.23; 49:29-32; 50:13), здесь похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сара, Ревека и Лея. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра. Существует легенда, что в пещере также покоятся Адам и Ева. Вход к могилам находится посреди мечети. Сверху расположены только символизирующие их саркофаги. Археологи, спускавшиеся в подземелье, обнаружили там двухъярусную пещеру и груду керамики. В честь этих ярусов, пещера и названа на иврите Махпела (Двухъярусная). Мой приятель, которому посчастливилось там побывать в девяностые годы, запомнил в основном много пыли. Визиты в усыпальницу считаются святотатством и проводились израильской армией втихаря.
Ныне существующее строение над пещерой Патриархов было построено во времена второго храма - 2000 лет назад. Многие приписывают его строительство Ироду Великому. Комплекс не раз достраивался и перестраивался. Последние 800 лет место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 67 года евреи могли молиться снаружи, наподобие стены Плача. Молившимся было запрещено подниматься выше 7 ступеней в сторону мечети. После Шестидневной войны Израиль отменил этот запрет. Седьмая ступень была символически разрушена. Но и после этого евреям позволялось заходить в мечеть только в определённые часы. Ситуация изменилась после бойни устроенной Барух Голштеном в 1994 году. В ночь перед Рамаданом в мечети было убито от 30 до 60 мусульман, порядка 150 было ранено. С того момента, Израильское правительство решило разделить мечеть перегородкой. На сегодняшний день у мусульман осталось 35% комплекса над пещерой, остальная территория контролируется евреями.

Стоит уделить пару слов бойне 1994 года. Меня всегда интересовало это иррациональное убийство. В 2001 году я общался со многими поселенцами, теми, кто был лично знаком с Барухом. Большинство характеризовало его как очень порядочного врача и взвешенного человека. Люди сетовали на то, что дело было замято и не было проведено должное расследование. Поселенцы считали, что арабы готовили бойню и ещё не ясно кто первый начал. Некоторые, утверждали, что в те дни готовился еврейский погром, и армии был дан указ не вмешиваться. Барух лишь последовал древней еврейской заповеди - "Пришедшего убить тебя - встань и убей первым".
Пару недель назад мне удалось пообщаться с арабскими свидетелями тех событий. Арабы рассказывают, что за день до бойни весь старый город был отцеплен армией, чувствовалось, что солдаты нервничают. Когда мой собеседник попытался подойти к пещере, солдаты его остановили - Вам туда нельзя, там разгневанные поселенцы. Жил он неподалеку, и чётко слышал автоматные очереди в 4 часа утра. Арабы, находившиеся в тот момент в мечети, рассказывают, что стрельба началась в момент, когда люди склонились в молитве и не могли видеть, кто стреляет. Некоторые из свидетелей утверждают, что слышали как кто-то произносит вышеупомянутую фразу из Талмуда. Затем началась стрельба. Баруха оглушили огнетушителем, когда он менял рожок. Большинство хевронцев уверено, что стрелял он не один. Когда люди снаружи попытались приблизиться к пещере, солдаты открыли по ним огонь. Вскоре стало известно о раненных. Из соседних мечетей неслись призывы сдавать кровь. Тут оказалось, что больница тоже отцеплена. Толпу не подпускали. Армия стреляла по людям, пытавшимся приблизится. Со слов моего собеседника в ту ночь кроме бойни, была сожжена мечеть по дороге в Кирьят Арбу. Жертвы были не только в пещере, но и на улицах. Точное число убитых так и осталось неизвестно, арабы считают, что многие были похоронены втихаря, и до сих пор считаются пропавшими безвести.

Перейдём к еврейской общине в Хевроне. Известно, что евреи оставались в Хевроне и после восстания Бар-Кохбы. Община была изгнана с приходом крестоносцев, но снова вернулась в 13 веке. С тех пор еврейское присутствие практически не прекращалось. У евреев всегда был свой квартал в Хевроне, свои школы и свои мастерские. В начале 20 века община в Хевроне пришла в упадок. В городе проживало всего 400 евреев и 16000 мусульман. Только с приходом англичан еврейская жизнь начала возрождаться. К началу 1929 года в городе проживало 700 евреев. Погром 29 года положил конец древней общине. В беспорядках погибло 67 евреев. Большинству жителей удалось спастись. Их укрыли арабские соседи. Поселенцы до сих пор стараются поддерживать семьи укрывшие евреев в день погрома. Некоторые жители еврейского квартала всё же вернулись и проживали в Хевроне до 48 года, пока город не отошёл Иордании. Начиная с 50 годов, Иордания активно развивала туризм в своём регионе. Туристов возили не только в Петру и на Мёртвое море, но и в Хеврон. Гиды любили показывать заброшенный еврейский квартал и рассказывать о погроме. Иорданцам это быстро надоело, и они снесли компрометирующие их постройки.
После Шестидневной войны Хеврон снова оказался под юрисдикцией Израиля. Долгое время армия не давала евреям селиться в старом городе, на месте еврейского квартала. Только в 1979 году, поселенцам удалось основать форпост Бейт Хадаса. Официально разрешение на строительство еврейского квартала, было дано в 1980 году, после теракта, в котором погибли 6 еврейских жителей Хеврона.

Что представляет собой Хеврон сегодня? Думаю, что туристу о напомнит Никосию восьмидесятых. Огромные полузаброшенные кварталы по соседству с еврейским районом оживут ещё не скоро. После первой и второй интифады жить и иметь бизнес по соседству с евреями стало небезопасно. Огромный восточный рынок был покинут и с годами превратился в притон для наркоманов. Только в последние годы армия позволила невооруженным палестинским дружинникам навести порядок на территории базара. Наркоманы и прочая шваль были выгнаны. Сейчас там относительно спокойно. Бедственным положением торговцев воспользовались поселенцы. Многие дома были выкуплены при условии не заселять их до смерти продавца. Стычки между еврейскими и арабскими жителями квартала происходят по сей день. Следы этих разборок видны по всей территории рынка: проколотые водяные баки, заваленные хламом решетки под еврейскими домами. Если палестинцы захотят испортить мнение туриста об Израиле, им достаточно показать Хеврон. Никакой больше пропаганды им не потребуется. Чего только стоят еврейские детишки кричащие туристам и их арабским гидам "Рух мин хон" - Уходите от сюда. Проблемы свойственные арабскому обществу, не обошли и еврейскую молодёжь. Еврей быстро освоили методы своих арабских противников. Сегодня еврейские подроски не дадут фору арабам в меткости метания камней. Еврейские гиды рассказывали мне, что пресловутый дом Мира, был так легко зачищен от поселенцев, после того как воинственная молодёжь отказалась прекратить метать камни в солдат. Большинство уважаемых участников протеста покинули здание. После этого, дом был быстренько выселен.

Короче, евреям есть о чём задуматься. А пока мой фото-репортаж. Хеврон глазами "туриста".

Пещера Патриархов, непривычный для израильтян ракурс


Хеврон является деловым центром для всего юга Палестинской Автономии. В городе множество магазинов, офисов и фешенебельных торговых центров.


Внутри одно из каньонов. После этого кадра ко мне подбежал охранник и попросил прекратить фотографировать.


Уголок палестинской модницы...


Жители города с удовольствием позируют перед камерами


Маленькие хевронцы вовсю торгуют на улицах






Улочки старого города




Бейт Хадаса, обратная сторона медали. Уличная демонстрация против еврейского присутствия в городе. Второе фото сделано через 2 часа, когда демонстранты разошлись.






Полу заброшенный рынок. Торговцы постепенно возвращаются в свои магазины. В узких проходах, можно встретить дружинников в чёрных футболках с орлом. К сожалению, запечатлеть их не удалось.




Хеврон всегда славился своей кожаной обувью. До интифады в городе работали десятки ремесленников. За последние 10 лет народ обнищал, на качественную обувь у людей нет денег. Люди предпочитают купить китайский ширпотреб.




Палестинцам пришлось закрыть рынок стальной решеткой. Так это выглядит вдоль еврейского квартала. Со слов арабов, это единственный способ противостоять детским шалостям поселенцев.


Один из не покинутых арабских домов. Остальные строения вокруг куплены евреями или брошенны. Жители жалуются на те же шалости. Лестницу пришлось покрыть решеткой.




Следы недавних разборок - проколотые баки и следы пожара в одной из комнат.


Рядом с арабским домом дежурит израильская армия




Наше присутствие в Хевроне. Вид снаружи


Так выглядит подход к пещере Праотцев со стороны рынка. Когда загорается зеленый свет, людей запускают в коридор. Там их проверяют и затем выпускают наружу к пещере. Туристов почти не шмонают.


Вход в мечеть. На случай беспорядков предусмотрен бункер для солдат.




Женщинам, туристкам выдают вот такие балахоны. Не дай бог сбить молящихся с их благой мысли.






Вот и сама мечеть. Евреев сюда пускают пару раз в год, во время праздников.


Саркофаг одного из патриархов.


Армейский полицейский на входе (магавник) вручил Тимохе пилотку. Радостно позируем.




Зона отчуждения между Бейт Хадаса и жилыми арабскими кварталами.


Проходим сквозь бронированную калитку. Ещё пару шагов и мы на оживлённой площади.




Контраст сюрреалистичный. Как будто ты перенёсся во времени и пространстве.


*Остальные фотки с привязкой на карте
Tags: Палестинская Автономия
Subscribe

  • Небуржуазные развлечения

    Первое упоминание о карточных играх относится к 9 веку, времени правления династии Тан. Многие считают, что именно китайцы изобрели игру в карты. В…

  • Цзюй Хуа – Хризантемный рай

    Один из главных принципов не отягощенного гидами и путеводителями путешественника, это подмечать потенциально интересные места во время переездов.…

  • С Новым Китайским Годом!!

    Постараюсь показать, как его празднуют здесь в Гуйлине. Девочка держит гирлянду с пожеланиями благополучия в новом году. Кругом гремят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Небуржуазные развлечения

    Первое упоминание о карточных играх относится к 9 веку, времени правления династии Тан. Многие считают, что именно китайцы изобрели игру в карты. В…

  • Цзюй Хуа – Хризантемный рай

    Один из главных принципов не отягощенного гидами и путеводителями путешественника, это подмечать потенциально интересные места во время переездов.…

  • С Новым Китайским Годом!!

    Постараюсь показать, как его празднуют здесь в Гуйлине. Девочка держит гирлянду с пожеланиями благополучия в новом году. Кругом гремят…