Vis-a-Vis (vizaviz) wrote,
Vis-a-Vis
vizaviz

Category:

Как общаться с палестинскими арабами

* Кросспостинг в моём Facebook: https://www.facebook.com/konstantin.hoshana. Там последние время я бываю гораздо чаще.




Палестинская самобытность это одна из самых привлекательных сторон арабского общества. В ней есть что-то библейское. То, что наш европеизированный народ успел безвозвратно утратить.



Недавно мне выпала честь попробовать себя в роли лектора, на семинаре для русскоязычных евреев. Тема моей лекции была арабо-израильские отношения глазами палестинцев. Немного курьёзно, что для лекции на подобную тематику сложно найти осведомлённого араба. Тем более, что очень многие палестинцы учились на просторах бывшего СССР и неплохо владеют русским. Кроме этого, на территориях живут сотни тысяч арабов, которые работали в пределах Зеленой Черты и прекрасно говорят на иврите. Тем не менее, найти палестинца готового выступить в еврейском поселении, находящемся на территориях практически не возможно. Даже если такое происходит, то как правило на неформальном уровне с условием не предавать публичной огласке.
Публика на семинаре собралась очень образованная, большинство участников уже многие годы интересует Иудея и Самария. Многие живут на территориях или не однократно там бывали. Один из главных вопросов который многие из этих людей для себя задают: «Нужно ли вообще общается с арбами?» Я оказался не готов дать краткий и вразумительный ответ. Поэтому попытаюсь изложить свои соображения письменно.




Пообщаемся?



Для меня лично никогда ни стояло вопроса общаться с палестинцами или нет. Мне всегда были интересны обе стороны конфликта. Любой, кому интересна наша страна рано или поздно находит очень много точек соприкосновения с арабами. Довольное долгий период, посещая территории, я не ощущал себя вправе рассуждать о израильско-палестинской тематике. Большинство евреев, считают решение палестинской проблемы жизненно важным для Израиля, при этом пренебрегают понимание палестинской стороны конфликта. Часто мы вполне искренне пытаемся применить наш великодушный, европейский подход для решения этой задачи. Возможно, именно как мы бы хотели, чтоб с нами поступили, если бы мы оказались на месте арабов. При этом мы совершенно не вдаёмся в местную специфику и особенности арабского менталитета. Мне часто вспоминается показательная компания по коллективизации бедуинов в Иудейской пустыне. Государство выделило немало денег, отстроило деревню возле арабского Текоа. Не учли какие то мелочи: Во первых, жители соседних деревень считали эти земли своими. Во вторых, Текоа находится слишком высоко, и верблюдам было холодновато – животные начали болеть. Жителям Текоа новые соседи оказались не по душе. Начались стычки, в которых несколько бедуинов было убито. Кочевникам пришлось покинуть новенькие дома и вернутся на свои земли. Соседи быстро сравняли постройки с землёй, сохранилась только мечеть. Руины деревни по сей день можно видеть неподалёку от Маале Амос. Подобным образом строится львиная доля арабо-еврейских отношений. Я не считаю, что каждый еврей должен бежать общается и срочно изучать наших арабских соседей, но я убежден, что избегать такого общения нет никакого смысла. Тем более это цинично на территориях, где в еврейских поселения работают порядка 200000 палестинских арабов.




Здравствуй мама…
Паранджа довольно редкое зрелище на территории ПА. Если вам удастся заглянуть в семейные альбомы 70-80 годов, то в глаза бросаются более свободная манера одевается – обилие женщин с непокрытой головой. За годы интифады народ стал намного более консервативным.



Полагаю, что мне стоит немного рассказать о специфике общения с палестинцами. Как многие понимают, такое общение происходит, хотим мы этого или ни хотим. Зачастую, мы даже не подозреваем о месте жительства мелкого подрядчика, халтурящего по черному над ремонтом нашей квартиры. Я лично знаю нелегалов, успешно выдающих себя за восточных евреев или на худой конец арабских жителей Иерусалима. Если араб в совершенстве владеет ивритом и прилично одет, то отличить бывает практически невозможно. С развитием смежных инфраструктур на территориях, растет количество точек соприкосновения. Уже сейчас в крупных супермаркетах на территориях, таких как Рами-Леви, 70% посетителей арабы. На бытовом уровне контакты между евреями и арабами всегда происходили, и будут продолжать происходить. Совершенно иначе обстоит дело с официальным и полуофициальным общением. Тут существует множество рамок поведения продиктованных палестинским обществом и сложной политической ситуацией. Перечислю некоторые из них:

1) Одна из самых важных вещей, которую нам следует понимать, это различие, которое палестинцы делают между евреями жителями Зеленой Черты и поселенцами. Палестинская идеология делает поселенцев врагами номер один. Для араба, жителя территорий, любой религиозный еврей будет выглядеть поселенцем. Такие стереотипы, стоит особенно учитывать при посещении арабских анклавов. Даже если вам ничего не угрожает, то неприятности могут возникнуть у стороны вас пригласившей. По моему опыту, к религиозным группам успели привыкнуть в местах, где проходят демонстрации, например против разделительной стены. Не редки религиозные евреи и на встречах миротворческих организаций. В местах, где они проходят, религиозный человек вызывает меньше ни здорового интереса. Во многих арабских селениях, жители являются представителями одной семьи. Политику здесь диктуют старейшины и если они пригласили религиозного еврея, они отдают себе отчет, что он будет одет соответствующе. На авторитет старейшин, как правило, можно положится.
Объяснить идеологию разделения на поселенцев и остальных евреев довольно просто. Арабы не верят в то, что им когда либо суждено добиться своих гражданских прав, если они останутся частью еврейского государства. Евреи тоже не верят, что могут ужиться на одной земле с таким количеством арабов. На данный момент палестинское руководство идёт по пути разделения – две страны для двух народов. Главным препятствием на этом пути являются еврейские поселения.
Многие арабы имеют свои личные счеты с поселенцами. Еврейское соседство автоматически делает прилегающие к поселениям земли, территорией С. Это означает, что арабы не имеют практически ни каких шансов на легальное расширение жилплощади. Такие разрешение последние десятилетия попросту не выдаются. Близость поселений грозит конфискацией земель для нужд обеспечения безопасности евреев – создания буферной зоны. Да и просто, многим не очень приятно видеть из своих окон относительно богатых и благополучных соседей.
Даже среди тех палестинцев, которым выпало счастье работать в соседних, еврейских поселениях, есть немало людей, которые продолжают их молча ненавидит. Я знаком с арабами, которые по пятницам ходят на демонстрации против поселений, в которых работают на протяжении всей недели. Поселения растут за счёт их же земель. Если бы у них был выбор, то они нашли бы себе работу внутри Зеленой Черты. Но цинизм нашей системы не позволяет использовать разрешение на работу в еврейских поселениях, для работы внутри Зеленой Черты. Люди ощущают себя строителями машины, которая рано или поздно их попросту раздавит.




Стена возле КПП Каландия



2) Не мене важно понимать политику размежевания. Одно из требований, которые армия предъявляет к евреям и друзам, это запрет на посещение Зоны А (полный палестинский контроль). Это требование не может являться законом, так как не распространяется на всех граждан Израиля. Для арабов и бедуинов армия ни чинит ни каких препятствий. Если вы христианин, то вам по идее тоже не могут запрещать посетить святые места. Таких на территории ПА немало.
Причина запрета на сегодняшний день политическая. Разделение на Зоны А, Б, С чисто формальное. Для безопасности евреев нет большой разницы находится деревня в зоне Б или в зоне А. Тем более что даже такие крупные палестинские города как Хеврон и Рамалла имеют районы которые формально считаются территорией С. Если вы находитесь на территориях, то кроме предостерегающих табличек (да и то не везде), ни что не мешает вам заехать в любую из перечисленных зон. У каждой из сторон есть свои причины соблюдать запрет на посещения. Для палестинцев это ответная мера на запрет арабам посещать Зеленую Черту, при этом для евреев граница остаётся прозрачной. Для Израиля запрет является средством от лишней головной боли по обеспечению безопасности своих граждан. Формально любой еврей может отказаться от излишней заботы своего государства. Существует армейский бланк, который принято заполнять перед посещением Зоны А. Так, во всяком случае действуют организации собирающие туры для евреев в Иерихон и Вифлеем.
На деле ни кто не будет отлавливать вас посреди улицы и проверять паспорт. Особенно если вы косите под туриста. Проблемы могут возникнуть только на палестинских КПП или если вы демонстративно общаясь на иврите, нарвётесь на полицию. Полицейские кордоны довольно частое явление в Зоне А. В первую очередь они призваны конфисковать списанные с трассы и краденые машины. Общественный транспорт палестинцы не проверяют. Для того чтобы пройти проверку на КПП, обычно достаточно чтоб хотя бы у одного из ваших спутников был заграничный паспорт – его и следует показывать. Если вас поймали, то протокол требует передачи в руки израильской полиции. Такой расклад сулит уймой потерянного времени и промывание мозгов службами безопасности. Если с вами был палестинец, то проблем у него будет не меньше. Несколько визитов в Мухабарат ему обеспечены.




Таркумия.
Быть приглашённым в совершенно незнакомый дом довольно обычное явление в палестинских деревнях. В один из таких случайных визитов, Тимохе подарили джалабию привезённую из Мекки. Счастья было немерено – неделю расхаживал в ней по Тель-Авиву.



3) Теперь поговорим о палестинском гостеприимстве и общительности. Мне редко приходилось сталкиваться с открытой арабской антипатией. Правила восточного гостеприимства и традиционные предписания ислама требуют от верующего брать гостя под защиту (если он пришел с благими намерениями). На бытовом уровне большинство палестинцев заинтересованы в общение. Палестинцы понимают, что контакты с евреями могут оказаться полезными для выхода на потенциальных работодателей. Многие бюрократические механизмы намного легче пробить, если у тебя есть связи среди евреев. Есть огромный диссонанс между линией диктуемой палестинскими идеологами и ситуацией на местах. Официальная, палестинская идеология требует воздержаться от контактов с евреями. Палестинская элита считает, что у нас прекрасно получаются посиделки с поеданием хумуса, при этом положение палестинцев остаётся прежним. Относительное затишье и обилие совместных мероприятий создаёт у евреев аллюзию, что палестинцы должны быть довольны своей участью.

Официальная позиция Рамаллы не поощряет насилие. Случаи нападения на евреев за последние годы стали довольно редки. Палестинцы пытаются завоевать симпатии мирового сообщества и теракты им сейчас могут в этом сильно помешать. Вещи, которых да стоит опасаться во время визитов в палестинские анклавы, это периодически возникающие народные волнения и беспорядки. Причиной могут послужить разборки с поселенцами, аресты людей подозреваемых антиизраильской деятельности, стычки с армией. Кроме этого, в арабских поселениях толпы страдающих от скуки детей и подростков. Их нездоровое внимание может доставить немало дискомфорта. Если вас сопровождают взрослые и пользующиеся уважением местные жители, то подростки будут держать дистанцию.




Дети в лагере беженцев Шуафат



4) Причастность к человеческим страданиям.
Для меня эта сторона общения с людьми на территориях является самой сложной. Часто приходится испытывать бессилие перед системой, которая ломает и калечит людские судьбы. К этому невозможно привыкнуть или подготовиться. Иногда мы можем помочь одному или несколько людям, но это капля в море и ни как не влияет на ситуацию. Не удивительно, что у многих людей интересующихся палестинской или поселенческой тематикой быстро сносит крышу. Народ начинает клонить влево, вправо - тяжело сохранить адекватность.

На мой взгляд, постараться вынести адекватную информацию и сформировать адекватное отношение это самое большое из того что я могу сделать для людей которых я встречаю во время своих поездок. Для нашего общества было бы очень полезно, чтобы такой информации становилось как можно больше.

----------------

Закономерным будет вопрос, как выйти на такое общение? Тут мне сложно дать конкретные советы. Я уверен, что любой, кто интересуется территориями и хоть изредка гуляет по Иудее и Самарии, быстро найдёт точки соприкосновения с арабами.
Tags: Палестинская Автономия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments