I Can Fly

Никого скромнее нет, Нашего Хасана!

Последнее время я часто задумываюсь, как бы выглядели религиозные сооружения, не приди христианство в упадок. Ещё столетие назад купола церквей возвышались над большинством европейских городов, дабы подчеркнуть величие господа перед человеком. Если европейцы и утратили свой пыл к культовому зодчеству, то у наших братьев мусульман он в самом разгаре.

Мы долго раздумывали, заезжать ли нам в Касабланку. Для меня такие запруженные транспортом и людьми мегаполисы (в Касабланкe 4 миллиона жителей) равносильны пытке. Ничего такого, ради чего я был готов страдать часами в пробках, этот город нам не сулил. Разве что, мечеть Хасана Второго. Как ни как, самое высокое религиозное сооружение в мире. Проект, в который «зажиточное» Марокко угрохало, по меньшей мере, 800 миллионов долларов. Кроме всего прочего, это единственная мечеть в Марокко, в которую пускают иноверцев. Внутрь можно попасть за 11 евро – надо же отрабатывать непомерные затраты на строительство. Мусульманам вход бесплатный. Так как город был нам по пути, то мы всё же решились в него заехать и конечно попали в час пик. За 60 минут, мы продвинулись на 800 метров. Но всё же упорство взяло свое, и мы доехали до мечети. Чтобы не терять выгодной позиций, стали на ночлег прямо рядом с морем. Утром отправились любоваться чудо строением. Размах, безусловно, впечатляет. Не знаю, смогу ли передать это на фото. Судите сами…


Мечеть названа в честь короля Хассана II (9 июля 1929 — 23 июля 1999). Строительство было завершено в 1989 году к 60-летию короля.

Collapse )
I Can Fly

На Берлин

Доехали живыми. Неуправляемая машина на снегу, это пппц.
Холода и снегопады, которые мы так хотели переждать в Испании, поджидали нас в 70км от Берлина. 500 метров перед нами занесло фуру. Движение было парализовано на 1.5 часа. Хотя у нас и без этого желания продвигаться быстро отпало. Мы затесались между двумя застрявшими грузовиками и покорно ждали оттепели. Через три часа из-под снега показался асфальт. До сих пор не могу поверить, что выбрались "без приключений".
yx вела трансляцию в реальном времени


Collapse )
I Can Fly

От Сале до Рабата

В Рабат мы попали посреди ночи. Я помнил, что город расположен по одну из сторон реки Бу-Регрег. Только не успел уточнить, с какой именно стороны. Ночью мы стали на ночевку возле стен старого города, в полной уверенности, что это - Рабат. Дети сразу же вспомнили, что в соседнем городе Сале пираты пленили Робинзона Крузо. На протяжении нескольких столетий Рабат и Сале являлись независимой пиратской республикой. Только в начале 20 века французы решили снова перенести сюда столицу Марокко. После объявления независимости столицу так и оставили в Рабате.

Проснувшись утром, мы направились в Сале. Так мы, во всяком случае, полагали. Город на противоположной стороне показался мне слишком нарядным для рабочего пригорода. Карта всё прояснила. Интерес к скучному Сале быстро остыл и мы отправились пешком огибать реку, чтобы наконец то попасть в Рабат.

Репортаж прилагается:


1) Самое большое чем может гордится Сале, это видом на старый город - Касба Удайя. Я бы рекомендовал начать знакомство с Рабатом именно с противоположного берега.

Collapse )
I Can Fly

Эль-Джадида – бывший Мазаган

Продолжаю морскую тематику. Наш изначальный план объехать Средиземное море, плавно перерос в турне по атлантическому побережью Европы, а затем и Африки. Побережье Марокко, было изюминкой всей поездки. Португальские города крепости в сочетание с местным колоритом не могут оставить путешественника равнодушным. В отличии от соседнего Могадора, Мазаган намного спокойней и менее туристический. В Эль-Джадиде тоже существует большой рыбацкий порт и рынок. Местные рыбаки красят свои лодки в красно-зеленые цвета. Так их легче разглядеть среди морских просторов. Главная достопримечательность города, это его крепость и старый город. Большинство построек в городе колониальные – сохранившиеся с времён португальцев и французов. В городе когда-то действовал церковь и синагога. Европейцы бежали во время войны за независимость. Бросив всю свою недвижимость. С ними бежало и большинство евреев, тесно связанных с колонистами. Церковь марокканцы приспособили под клуб, синагога, по всей видимости, по сей день пустует.



Collapse )
I Can Fly

Vive la France

Гуляем по уютному французскому Кольюр. Надо было объехать всё атлантическое и средиземноморское побережье Испании, чтоб понять насколько нам нравится Франция! Разница просто колоссальная. Всего каких-то 40 километров от столь любимого Сальвадором Дали Кадакеса – и мир становится на порядок уютней. Нет этой варварской застройки, тянущейся бесконечной чередой вдоль почти всего средиземноморского побережья Испании. Города не изуродованы полосой новостроек. Это, конечно, не значит, что в Испании не на что смотреть. Слава богу, бум недвижимости не успел полностью уничтожить национальный колорит. Стоит немного отъехать от побережья, и там без труда можно найти уютные городки и деревеньки. Похоже, пузырь на рынке недвижимости лопнул для Испании слишком поздно.


Кольюр пару часов назад.

Collapse )

* В Европе морозит не по детски. Похоже, нам предстоит целая неделя экстремальных холодов. Сибирские морозы добрались даже сюда, и по ночам столбик термометра опускается до -6. Наглядно понял, почему альпинисты не берут газовые примусы с собой в горы. Наше отопление начинает умирать, как только температура опускается ниже нуля. Обратный путь в Берлин пришлось отложить до конца холодов. Ждем оттепели…
I Can Fly

Чаек крик – Могадор

На атлантическое побережье Марокко мы попали после нескольких недель, проведенных среди пустыни. Контраст был колоссальный – поменялась атмосфера, архитектура, люди. Оттенки охры сменились на оттенки синего. А самое главное - чайки. Такого скопления птиц мы не встречали больше нигде. Птицы четко знают часы прихода лодок и встречают рыбаков своим пронзительными криками.

Сам Могадор долгие годы являлся одним из важнейших портовых городов на атлантическом побережье Африки. Отсюда выходили торговые караваны в Томбукту. Название города несколько раз менялось. После обретения независимости Марокко он был окончательно переименован в Эс-Сувейра. Но мне лично португальское "Могадор" больше по душе. За последние годы город сильно изменился. На сегодняшний день, европейцы успели скупить большую часть недвижимости в старом городе. Так что любителям аутентичных мест город покажется малоинтересным. Зато, порт и рыбный рынок процветают и компенсирует собой вымерший город. Это одно из мест в Марокко, которое я бы рекомендовал посетить.




1) Самое запоминающееся в Могадоре - это чайки и голубые лодки в местном порту.

Collapse )
I Can Fly

Белый город Тетуана

Продолжаю серию коротких экскурсов по марокканским городам. В общей сложности, мы посетили за месяц более полутора десятка городов. Вообще-то я не фанат урбанистических мест, но в Марокко они подкупают своей аутентичностью. Да и, как правило, один город совсем не похож на другой. Так было и в Тетуане. Этот белоснежный город был недавно признан всемирным наследием Юнеско. Из всех крупных марокканских городов Тетуан показался нам самым уютным. Зимой здесь почти нет туристов и это положительным образом сказывается на нравах местных жителей. Огромный старый город живет своей повседневной жизнью. Местные жители считают не престижным жить в Касбе (старый город). В недалеком прошлом, половину её жителей составляли евреи. В середине прошлого века большинство из них покинуло Марокко. Теперь в Касбе живут в основном пожилые и малоимущие семьи. За годы испанского правления центр города переместился в колониальные районы, выстроенные по последней испанской моде начала прошлого века. Белоснежные испанские постройки хорошо гармонируют с традиционной марокканской архитектурой, напоминая местами соседнюю Андалусию.

Виртуальное путешествие прилагается:


1) Самый лучший вид на Тетуана открывается со стороны мусульманского кладбища. Навязчивая ассоциация с Масличной горой в Иерусалиме.
Collapse )
Regeneration

Сафи – марокканская столица керамики

В каждом марокканском городе есть своя изюминка или ремесло, в котором местные жители преуспели. У берберов это - ковры, в Фесе - кожевники, а в Сафи целый район гончарных мастерских - Pottery Hill. Керамика из этого города славится на всё Марокко. Продукцию местных мастеров можно встретить в лавках далеко за пределами атлантического побережья Магриба. При всей популярности керамики, Сафи находится в стороне от затасканных туристами маршрутов. Здесь к вам не будут докучать местные зазывалы и а-ля «доброжелатели». За 2-3 евро или за покупку нескольких сувениров, вас с удовольствием заведут внутрь гончарных мастерских. Тем, кому мало мастерских могут посетить музей керамики и бесчисленные магазинчики. В крупных кооперативах можно одновременно наблюдать весь гончарный процесс, от лепки и покраски до покрытия глазурью и обжига. Гончарное мастерство пришло в Сафи вместе с французскими колониалистами. Орнаменты, которыми гончары покрывают свои изделия быстро стали популярны по всему Марокко. Работа местных мастеров подкупает своей самобытностью. Очень сложно отказать себе в удовольствие немедленно прикупить мешок сувениров. Если бы не перелеты, то мы бы, наверное, так и сделали. А пока приходится довольствоваться сочными воспоминаниями и дисками, ломящимися от неразобранных фотоматериалов.

* Пару часов назад переплыли из Марокко назад в Испанию. Сидим в 200 метрах от въезда в английский Гибралтар. Ночевать внутри анклава нас отговорили – ждем рассвета.
Collapse )




Любителям ярких чайничков

Collapse )
I Can Fly

Этюд в бело-голубых тонах

Пару недель назад я уже знакомил читателей с лазурным городом Шефшауен. Настало время черкнуть пару строчек про бело голубые города в Марокко. Большинство, наверное, наслышаны про старый город Рабата. Но речь пойдёт не о нем и даже не о популярных среди туристов Танжере и Асила. Из всех этих ярких городишек, самым незабываем оказался Лараш – небольшой городок в 80 км южнее Танжера. Этот многократно переходивший из рук в руку город-крепость пока ещё не изуродован туристической индустрией. В домах живут простые люди а не залётные толстосумы решившие вложить свои деньги в марокканскую недвижимость. В сравнение с ним остальные города кажутся безлюдными декорациями. Лараш впитал в себя множество архитектурных стилей. В разные времена городом владели португальцы, берберские пираты, пришедшие из Аравии мусульмане. В начале прошлого века, город заняли испанцы. В их руках он пребывал вплоть до независимости Марокко в 1957 году. Как это уже повелось за время путешествия, я не собираюсь вкладывать слишком много смысловой нагрузки в свой рассказ про Лараш. Надеюсь, что мои фото скажут сами за себя.

* Через пару дней мы покидаем Марокко. У меня накопилось ещё 3-4 ярких фото-репортажа. Надеюсь найти время и выложить их в ближайшие недели.


1) На улочках Лараша. Наш главный путешественник решил себя собственноручно подстричь - до сих пор не могу привыкнуть.

Collapse )
I Can Fly

Ворота Сахары – Берберы и прочие звери.

Одним из самых колоритных мест в Марокко оказалась область, прилегающая к горам Атласа. Гряда гор является естественной границей Сахары. Атлас задерживает скудные осадки, которые ветер несёт со стороны океана. Получается сюрреалистичный контраст между выжженной пустыней и белоснежными вершинами гор. Вся жизнь берберов сосредоточена вокруг оазисов и немногочисленных горных рек. Вдоль воды тянутся глинобитные, похожие на термитники хижины кочевников. Создаётся ощущение восточной сказки, которое сложно передать. Но я все же попробую немного визуализировать:


Берберы до сих пор живут в своих глинобитных домах, но надобность в оборонительных сооружениях отпала. Древние крепости постепенно ветшают и разрушаются. Исключения составляют места облюбованные туристами. На снимке одна из самых знаменитых крепостей - Айт-Бен-Хадду.
Collapse )